| | |
|
Разработка урока "Операция Курильский десант"
| 17.04.2015, 21:57 |
Технологическая карта урока
Организационная информация
|
Предмет
|
история Камчатки
|
Класс/группа
|
9,11
|
Тема
|
Операция Курильский десант
|
Автор
|
Соловьева Юлия Сергеевна
|
Должность
|
учитель истории
|
Образовательное учреждение
|
МБОУ «Лицей № 46»
|
Республика/край
|
Камчатский край
|
Город/поселение
|
г. Петропавловск-Камчатский
|
Тип урока
|
комбинированный
|
Время реализации урока
|
45 мин.
|
Цели / Планируемые результаты (умения)
|
Цель: на основе детального изучения операции «Курильский десант» рассмотреть один из этапов русско-японской войны августа-сентября 1945 года
Планируемый результат:
- анализировать информацию из исторических источников (находить и показывать на карте исторические объекты, места событий)
- использовать исторической карты как источника информации (проводить поиск информации в источнике)
- систематизировать информацию (составление таблицы и схем)
|
Дополнительная информация
|
Ресурсы, оборудование и материалы
|
Доска, настенная карта «Курильские острова»/ Интерактивная доска, ПК. Репродукции к задания в файле для скачивания (см. выше)
|
Список учебной и дополнительной литературы
|
1.Витер И.В., Смышляев А.А. Город над Авачинской бухтой. История города Петропавловска-Камчатского. – Петропавловск-Камчатский, 2011. – с. 209-218
- Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч.1: Технология АМО: высокая мотивация обучающихся, качественное формирование УУД и компетентностей, удовольствие от процесса и результатов обучения. – Петразоводск, 2012
- Акшинский В.С. «Курильский десант». – Петропавловск-Камчатский, 1984
- Сборник документов "Камчатка в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн 1939–1945 гг.". – Петропавловск-Камчатский, 2009
- А. Ж. Христофорова "Морской Курильский десант. Как это было…"//Краеведческие записки. - Петропавловск-Камчатский, 1995. — Вып. 9. — С. 23–48)
|
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
|
Народный проект - http://momotik.ru/ramoefepusav/Вторая_мировая_война
Военный альбом - http://waralbum.ru/43085/
Карта «Курильская гряда» - http://lemur59.ru/node/2196
Десантные суда - http://sovnavy-ww2.ho.ua/amphibious/typ_lci.htm#lci9
федеральный портал - http://www.protown.ru/information/hide/5461.html
Свободная энциклопедия Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Курильская_десантная_операция
|
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия
|
Фаза урока
|
Этап урока
|
Время
|
Подробный конспект урока с описанием АМО по установленной схеме:
|
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
|
Этап/ы (в зависимости от типа урока)
- инициация (приветствие, знакомство)
- формирование ожиданий обучающихся
- вхождение или погружение в тему (целеполагание)
|
3 мин.
|
Название: Десантники
Цель: Деление класса на группы, знакомство
Необходимые материалы: карточки для деления класса на 5 команд. Фигурки человечков: чиновник, адмирал, матрос; репродукция медали за освобождение Курил, репродукция памятника воинам советской армии - освободителям Курильских островов в 1945 году.
Предварительная подготовка: заготовка карточек
Технология проведения: При входе ребят в учебный класс учитель предлагает им взять одну из карточек и занять место в группе. Совместно в каждой группе учащиеся придумывают название, своей команде обращая особое внимание на репродукции на карточках и тему урока на доске.
Примечание: самостоятельный выбор карточки позволит сформировать случайные группы. Самостоятельное определение названия групп позволит актуализировать знания учащихся.
Варианты проведения метода: возможно использование любого другого метода АМО деление на группы.
Происхождение метода: авторский
Инструкция учителя учащимся: Здравствуйте ребята. Перед вами карточки с разными изображениями. На столах расположены такие же. Выберите одну и займите место в группе.
Рассмотрите репродукции на ваших карточках, обратите внимание на тему нашего урока и придумайте название своей команде.
Поприветствуем наши доблестные команды (каждая команда представляется)
|
2 мин.
|
Название: Море знаний
Цель: выявление знаний и ожиданий учащихся
Необходимые материалы: доска (экран); 10 силуэтов человечков (моряков); изображение корабля, маленькие магниты.
Предварительная подготовка: оформление доски (экрана): запись урока, изображение корабля;
Технология проведения: По названию темы урока учащимся предлагается обозначить уже имеющиеся у них знания и те, которые они хотели бы получить. На доске (экране) записана тема урока: Операция «Курильский десант». Оставшаяся часть доски поделена на две части. С одной стороны доски размещен (нарисован) корабль, другая часть доски остается пустой. На столах у каждой команды 2 силуэта человечков (моряков). Командам предлагается записать на туловище одного человечка то, что учащиеся уже знают об «Операции», а на другом что хотят узнать. После выполнения работы представитель группы комментируя высказывания, размещает человечка со знаниями на корабль, а другого человечка на пустую сторону доски.
По окончанию работы учитель обобщает выступления групп.
Примечание: оформление доски необходимо сохранить до окончания урока
Варианты проведения метода: использование интерактивной доски позволить более красочно оформить метод. К примеру, фон доски заливается в цвет моря. Силуэты человечков могут быть разнообразные и интерактивные. В этом случает, учащиеся записывают высказывания уже на самой доске.
Происхождение метода: авторский
Инструкция учителя учащимся: Многие из вас уже знакомы с данной темой, кто-то считает, что знает все, кто-то теряется в своих догадках. Перед вами лежат два силуэта человечков-моряков. На одном из них запишите то, что вы уже знаете по теме урока, а на другом то, что хотели бы сегодня узнать. По окончанию работы делегат от группы поместит человечка со знаниями на стороне с изображением корабля – тем самым отправив его на сложнейшую десантную операцию, а другого разместит на пустой стороне доски – тем самым подготовив его к доблестным боевым подвигам. Размещая человечков, необходимо озвучит мнение группы.
|
5 мин.
|
Название: предыстория
Цель: подготовка учащихся к восприятию
Необходимые материалы: распечатка протокола Ялтинской (Крымской) конференции (Приложение 3)
Предварительная подготовка: не требуется
Технология проведения: учащиеся знакомятся с официальным документом, актуализирую ранее полученные знания, отвечают на вопросы учителя.
- какое соглашение заключили главы государств?
- какие условия выдвигались Советской делегацией?
- на какой конференции СССР подтвердил намерение начать войну с Японией?
Варианты проведения метода: просмотр видеоролика «Крымская конференция», организация обсуждения по вопросам
Происхождение метода: авторский
Инструкция учителя учащимся: Как жители нашего прекрасного края вы многое действительно уже знаете, но ведь остались еще неизведанные вами моменты этой далекой, отважной и доблестной «Операции», принесшей нашей стране Победу и возвращение ранее утерянных территорий. Перед вами пакет с официальными документами той эпохи. Возьмите пакет № 1 (протокола Ялтинской (Крымской) конференции), ознакомьтесь и совместно в группе найдите ответы на вопросы:
- какое соглашение заключили главы государств?
- какие условия выдвигались Советской делегацией?
По окончанию работы организуется обсуждение по вопросам.
|
Фаза 2 «Работа над темой»
|
- интерактивная лекция (инпут)
- проработка содержания темы
|
3-5 мин
|
Название: Презентация учебного материала
Цель: познакомить учащихся с основными сведениями об операции «Курильский десант»
Необходимые материалы: таблица статистических данных (на ватмане/ интерактивной доске/экране), рабочие листы для каждого учащегося
Предварительная подготовка: на ватмане (или интерактивной доске/экране) учитель заранее готовит статистический материал в форме таблице, распечатать рабочие листы для каждого учащегося
Технология проведения: в жатой форме учитель знакомит учащихся с планом проведения операции «Курильский десант» основываясь на статистические данные. Учащиеся в это время фиксируют полученную информация в рабочих листах
Примечание: проводится в форме мини-лекции
Варианты проведения метода: мини-лекция может сопровождаться визуальным рядом
Происхождение метода: заимствованный
Инструкция учителя учащимся: Выяснив предысторию событий августа-сентября 1945 года переходим к изучению этих событий. Каждый из вас заполняет индивидуальный «Рабочий лист» урока (Приложение 4) по ходу урока.
Дата
|
18 августа – 1 сентября 1945
|
Место
|
Японская империя, Курильские острова
|
Итог
|
Победа Красной Армии, установление контроля над Курильскими островами.
|
Противники
|
СССР
|
Японская империя
|
Командующие
|
А. Р. Гнечко
Д. Г. Пономарёв
|
Фусаки
Цуцуми
|
Силы сторон
|
около 15 000 солдат
|
около 80 000 солдат
|
Военные потери
|
1567 убитых и раненых
|
1018 убитых и раненых 50442 пленных
|
|
25 мин
|
Название: Маршрут десанта
Цель: подробно изучить события августа – начала сентября 1945 года.
Необходимые материалы: пакет документов (Приложение 5), рабочий лист (Приложение 4), настенная карта «Курильские острова»
Предварительная подготовка: оформление доски: прописать пункты рабочего листа, настенная карта «Курильские острова»
Технология проведения: у каждой команды пакет документов, рабочий лист на котором обозначена та часть, которую команде необходимо заполнить. Соотнося теоретические знания, полученные при изучении документов учащиеся, заполняют рабочий лист
Примечание: если работа проводится на меловой доске, то учителю необходимо позаботится о ее подготовки (используя тыльную сторону). Нанести рабочий лист, состоящий из наименований пунктов для заполнения, а так же настенной карты «Курильские острова». При использовании интерактивной доски необходимо заблаговременно заготовить шаблон по тому же принципу. Распределение времени: 10 мин. – работа в группе, по 3 минуты представление результата работы.
Варианты проведения метода: оформление «маршрута» возможно на ватмане
Происхождение метода: авторский
Инструкция учителя учащимся:
- узнав цели СССР в войне с Японией в августе – сентябре 1945 года, перейдем с вами к изучению событий, откройте пакет документов № 2 (Приложение 5). У каждой команды он свой.
1 группа «Подготовка Петропавловска-Камчатского к обороне»
2 группа «Выдвижение. Боевые действия 18 августа 1945 г.»
3 группа «Боевые действия 19-22 августа 1945 г.»
4 группа «Занятия островов Курильской гряды. Капитуляция Японии»
5 группа «Увековеченье памяти»
Перейдите к изучению содержания документов, совместно в группе заполните ту часть рабочего листа, которая выделена в вашей команде. По окончанию работы каждая команда поочередно познакомит нас с основными событиями августа-сентября 1945 г. и ее результатами, при рассказе необходимо указывать места на карте.
- По ходу выступления команд продолжите заполнять рабочий лист (Приложение 4).
|
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
|
Этап/ы (в зависимости от типа урока)
- разминка (релаксация),
- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока),
- домашнее задание.
|
2 мин.
|
Название: Транспортное средство
Цель: Релаксация, переключение на другой вид деятельности
Необходимые материалы: разрезанные макеты кораблей участвовавших в десантной операции
Предварительная подготовка: распечатать макеты кораблей, разрезать на несколько частей
Технология проведения: по сигналу (звучит марш «Славянка») привлекается всеобщее внимание, учитель предлагает группам обратиться к пакету № 3 (Приложение 6), выложить на стол имеющиеся материал, собрать в единую картину, озвучить название корабля.
Примечание: разминку лучше провести через 15 мин после начало метода «Маршрут десанта» тем самым переключив внимание учащихся на следующий вид деятельности.
Варианты проведения метода: при использовании интерактивной доски, собирается электронный пазл.
Происхождение метода: авторский
Инструкция: под звук мелодии учитель объявляет об окончании работы с документами.
Ребята обратите внимание на пакет № 3. Высыпите его содержимое на стол, и пока звучит музыка, соберите части в единое целое. Команда, которая справилась с задание, поднимает рука и озвучивает название и тип морского судна.
|
3 мин
|
Название: Причал Победы
Цель: обобщение, подведение итога занятия.
Необходимые материалы: ранее оформленная доска метод «Море знаний»
Предварительная подготовка: не требуется
Технология проведения: учитель возвращается к началу урока, демонстрируя на доске (раскрыв ее) оформленный метод «Море знаний». Предлагает учащимся, обсудить в команде результаты работы на уроке и при необходимости переместить силуэты человечков.
Примечание: Перемещение человечков не должно быть привязано к ранее сделанному выбору команды, т.е. команда может переместить не только своих человечков, но и из другой команды. Это продемонстрирует внимательность и результативность работы на уроке.
Происхождение метода: авторский
Инструкция: Ребята вы замечательно сегодня поработали, думаю, что ваш багаж знаний пополнился, а для этого обратимся к началу нашего урока к «Морю знаний». Посмотрите внимательно, вспомните то, что вы обозначили и, обсудив в команде, переместите или оставьте на прежнем месте силуэты человечков. Вы можете передвигать любые силуэты.
Посмотрите на наше море знаний, корабль знаний полом он швартуется к причалу Победа.
При условии, что не все знания интересующие ребят были выявлены в течение урока.
- К сожалению, тема нашего урока «Операция «Курильский десант» не до конца сегодня изучена. Многие официальные документы по-прежнему остаются под грифом «Совершенно секретно», а значит они не доступными для изучения. Вот и у нас остались не раскрытыми вопросы:…. Предлагаю желающим в качестве домашнего задания заняться более глубоким изучением этих вопросов.
Спасибо за интереснейшую работу на уроке.
|
Примечания (важные организационные, технические, методические и дидактические моменты, которые необходимо учитывать при проведении данного образовательного мероприятия)
|
Проводя занятие по технологии АМО учителю необходимо на протяжении всего процесса обучения следить за активностью работы все участников группы. Для этого в начале занятия можно обозначить правило для работы. На каждое задание делегат от группы может выступить один раз. Так, например в этом задании предусмотрено 5 заданий, если в классе 25 человек поделены на 5 команд, то получается выступить индивидуально представится возможность каждому. При этом учителю не стоит снижать инициативу учащихся в группе и лишать выступающего ученика помощи одноклассников.
|
|
Категория: 9 класс | Добавил: admin
|
Просмотров: 296 | Загрузок: 0
|
| |
| | |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|